Стр. 123

В одном из указов Великий Государь просто назван Царем.

«Декабря в 15 день дано по указу Царя Полковнику и Голове Московских стрельцов Артамонова Приказу Матвеева пятидесятнику Гришке Карпову за его работу, что был у покупок церковнаго каменнаго строения Григория Неокесарийскаго в селе Измайлове, да каменных дел подмастерью Ивашке Кузнечику, что был он у того церковнаго дела и у каменных дел в селе Измайлове по десяти рублев человеку.»

И есть некоторые записи без упоминания Великого Государя.

«Сентября в 11 день от тоя же церкви Григория Неокесарийскаго каменщикам Костромскаго уезда, Ипатскаго монастыря, деревни Исаковской крестьянину Карпушке Губе, да стольника Никиты Ивановича Шереметьева села Городища крестьянину Фильке Денисову с товарищи, по подрядной записи, что подрядились они в прошлом 175 (1667) году марта в 29 числе к прежним деньгам к осмии стам рублям, от дела 100 рублев, из приема Андрюшкина ж.»

«Сентября в 24 день подряжен Дорогомиловской слободы ямщик Панкрашко Иванов сын, прозвище Толстиков с товарищи перевесть к церковному строению Григория Неокесарийскаго из Даниловских сараев 50000 кирпича жженаго; провозу от тысячи по 13 алтын по 2 деньги, итого 20 рублев, из приема Андрюшкина ж.»

«Того же числа подряжен Коломенской слободы ямщик Кирюшка Анфимов с товарищи к тому ж церковному строению перевесть из Даниловских сараев 50000 кирпича жженаго, от тысячи дать по 13 алтын, по 2 деньги, итого 20 рублев.»

«Того ж числа по подрядной записи Кадашевцу кузнецу Дмитрейцу Ильину с товарищи, что подрядились они в прошлом во 175 (1667) году апреля в 27 день делать связи и поставить к церкви Григория Неокесарийскаго в готовом железе, опричь решеток и дверей и оконных закрышек и крестов из 1500 пуд железа своими работники и угодьем, за дело от пуда по гривне и к прежним деньгам другая половина 75 рублев. И против подрядной записи 1500 пуд железа он, Дмитрейко, в связи и подставки сковал и тому письмо за рукою Полуголовы Ивана Волжинскаго в расходном списке.»

«Октября в 3 день к тому ж церковному строению Григория Неокесарийскаго по росписи Васильева Приказу Философова Полуголовы Ивана Волжинскаго на корм резцам и каменщикам и работникам, которые левкас делают, и на покупку тесу, чем крыть трапезу для зимняго времени 100 рублев.»

«Октября в 6 день подряжены Головы Московских стрельцов Ивана Полтева люди, Петрушка Васильев с товарищи, перевесть из Даниловских сараев к тому ж церковному строению Григория Неокесарийскаго нынешним зимним путом 200000 кирпича жженаго; провозу от тысячи по 13 алтын, по 2 деньги; итого 40 рублев.»

«Октября в 7 день подряжены Дорогомиловской слободы ямщики Панкрашко Иванов с товарищи к тому ж церковному строению Григория Неокесарийскаго привесть 1000 возов песку, а весом воз песку по 15 пудов; провозу от ста возов по 2 рубли; итого 20 рублев.»

«Октября в 21 день от церковнаго каменнаго строения церкви Григория Неокесарийскаго каменщиком Костромскаго уезду, Ипатскаго монастыря села Исаковскаго крестьянину Карпушке Губе с товарищи 30 человекам по подрядной их записи в договорное число к прежним деньгам к 900 рублям в прибавку 50 рублев; а подрядились они в прошлом во 175 (1667) году.»

«Октября в 23 день подряжены Дорогомиловской слободы ямщики Панкрашко Иванов с товарищи перевесть с берега Москвы реки к церковному строению церкви Григория Неокесарийскаго дубоваго кирпича 3000; провоза им от того кирпича от ста по 4 гривны; итого 12 рублев.»

«Октября в 24 день Полуголове Ивану Волжинскому по росписи к церковному строению церкви Григория Неокесарийского плотникам от кровли от трапезы, да за две решетки косых и работникам, что носят левкас и на всякие мелкие расходы 100 рублев.»

«От того ж числа подряжены чеканных дел мастера Степашка Иванов с товарищи к тому ж церковному строению церкви Григория Неокесарийского сделать 2000 образцов разных поясовых чеканных в длину 8 вершков, а поперек 7 вершков, и поставить им те образцы на срок на Светлое Христово Воскресение нынешняго ж 176 (1668) года, а дать им от ста образцов по 10 рублев и напред 100 рублев.»

«Октября в 26 день Рязанскаго уезда, Его Государева Дворцоваго села Белоумутова крестьянину Афоньке Васильеву сыну, прозвище Добрынину, по подрядной его записи, что подрядился он в прошлом во 175 (1667) году июня во 27 числе поставить к церковному строению церкви Григория Неокесарийского 3000 кирпича дубоваго, длина и ширина с поларшина, толщина в 3 вершка, а поставить тот кирпич на срок, на Покров Пресвятыя Богородицы нынешняго 176 (1668) года, на берегу Москвы реки, у Космы и Дамиана, что в Садовниках, а дать за 1000 кирпича по 37 рублев, а к прежним деньгам к 51 рублю достальных денег 60 рублев.»

«Декабря в 15 день подряжены Дорогомиловския слободы ямщики Федька Емельянов с товарищи поставить к церковному строению Григория Неокесарийского 2000 возов песку, а провозу от ста возов по 2 рубли, и наперед тех денег 40 рублев.»

«Того ж числа Васильева Приказу Полуголова Иван Волжинский взял в Котельном ряду у торговаго человека Ивашки Мяницына к церковному строению церкви Григория Неокесарийского досчатаго железа 400 досок, а весу в них 180 пуд 10 гривенок, за пуд по 1½ рубли и по росписи Ивана Волжинскаго за рукою торговому человеку Ивашке Мяницыну 280 рублев, 16 алтын, 4 деньги.»

«Того ж числа Васильева Приказа Философова Полуголове Ивану Волжинскому к тому ж церковному строению по двум росписям от дела кузнецам Алешке да Митьке, что они делают сверху записи 320 пуд железа, от пуда по 3 алтына, по 2 деньги, да за лес за 10 бревен семисаженных, что взяты на трапезную кровлю, за бревно по 30 алтын, да 9 бревен шестисаженных, за бревно по 20 алтын, да 6 бревен 4 сажен по 10 алтын, да 800 скал, за 100 по рублю, да за 10000 гвоздей двоетесных, за 1000 по 46 алтын, по 4 деньги, да за 8000 гвоздей однотесных, за тысячу по 26 алтын, по 4 деньги, да за 6000 скальных гвоздей, за тысячу по 13 алтын, по 2 деньги. Да плотникам дать за кровлю, что они покрыли на зиму церковь да колокольню 5 рублев, да работникам, что они камень убрали и надолбы сделали 6 рублев, да на корм резцам и знаменщикам 18 человекам на 6 дней, по 3 алтына, по 2 деньги; всего по росписи 100 рублев. Да по другой росписи на покупку избы, где писать иконы и на покупку досок липовых и липняку 50 рублев; всего по двум росписям 150 рублев.»

«Того же числа к тому ж церковному строению подряжен кузнец Кадашевец Митька Ильин да Садовник Алешка Григорьев сделать 44 затвора к окнам железные с репьями[i] и гвоздьми лужеными, а полосы вороненыя[ii], а железо и олово Государево, а уголье и работники их, а дать от затвора по 5 рублев и наперед 120 рублев.»

«Того ж числа подряжен каменных дел подмастерье Ивашка Кузнечик поставить к тому ж церковному строению 700 бочек извести в Государеву приемную бочку, а мера той бочки из краю в край 1½ аршина, а поперек в аршин, а мерить вверх, как ведется, — поларшина, а дать за бочку по 13 алтын, по 2 деньги и наперед половина 140 рублев.»

«Февраля в 6 день Васильева Приказа Философова Полуголове Ивану Волжинскому по росписи к церковному строению Григория Неокесарийскаго на покупку 200 пуд железа, за пуд по 20 алтын, итого 120 рублев, да на покупку ухватов, и ведер, и шаек, и ендовы, и лопат, и шестов и на всяеик мелкие расходы 30 рублев; а всего 150 рублев. А железо к церковному строению на двери и на оконные затворы, на полосы.»

«Того ж числа села Мячкова крестьянину Ивашке Козырину за бутовый камень, что возил он к церковному строению той же церкви Григория Неокесарийскаго за 2 сажени 10 рублев.»

Церковь построена из кирпича «тяжеловесного», 18-ти фунтового (7,2 кг). Стены выложены на известковом растворе сплошною кладкою.

Храм представляет в плане четверик с выступающими тремя апсидами с востока и с прямоугольной трапезной с примыкающей к ней колокольней на квадратном основании — с запада. Основной четверик здания — двухярусный, перекрыт глухим сомкнутым, или стрельчатым, кирпичным сводом. Трапезная — двухэтажная. На втором этаже, как бы на балконе с тремя арками, первоначально располагалось молельное место царя Алексея Михайловича и членов царской семьи. Нижний этаж трапезной перекрыт крестовым, или парусным, сводом с пазухами.

Первоначально храм имел правильную форму креста, так как с северной и южной сторон главной церкви (четверика) были устроены паперти в форме навесов на четырех каменных столбах. Их длина составляла три с половиной сажени (более семи метров), ширина — три сажени (6,5 м). В прошлом веке их уже не существовало, и боковые двери главной церкви имели только небольшие железные зонты полукругом.

Храм завершают три ряда килевидных кокошников («огненных языков»). Над ними высится традиционное луковичное пятиглавие с глухими, т. е. без окон, барабанами. Кресты увенчаны коронами — знак того, что храм царский.

Одновременно возводилась и шатровая колокольня. Над основным кубом — остроконечный верх колокольни с двумя рядами слухов и ярусом звона. В конце прошлого века на ней было 8 колоколов.

Возводили храм лучшие мастера своего времени — зодчие Иван Кузнечик и Карп Губа, обычно выполнявшие царские заказы. Руководили строительством полуголова Иван Волжинский и полуголова Иван Рыкачев.

Строители ввели богатый декор в архитектуру. Вертикальные членения стен храма осуществляются парными полуколонками, горизонтальные — межъярусной перемычкой четверика и сильно выступающим карнизом над изразцовым фризом.

Наличники второго яруса четверика завершаются килевидными фигурными фронтонами над фигурными колонками, другие окна имеют более скромное обрамление под треугольными фронтонами.

По понятиям ХVII века, красивым считалось пестрое здание. Церковь и колокольня снаружи украшены различными орнаментами в древне-русском стиле. Предписания во время постройки гласили: «прописать колокольню красками разными ростески, а где прямая стена — прописать в кирпич суриком, а у шатра стрелки перевить, а меж стрелок обелить, а слухи и закомары и окна прописать разными красками; да у колокольни которое резное дело каменное разветвить и прописать красками».

Изразцовый фриз — наиболее известная особенность великолепного убранства храма. Керамические поливные изразцы с многоцветным узором «павлинье око» выполнены мастером Степаном Ивановым Полубесом «со товарищи». На украшение храма пошло 9 тысяч изразцов. Краски их до сегодняшнего дня ярки, радостны и свежи.

Все входные порталы храма выполнены из белого камня и покрыты искусной резьбой. Западные порталы поверх ярко раскрашены «разными красками». Вся церковь была покрыта традиционным для ХVII века «узорочьем».

Вход в храм закрывали решетчатые двери с зеркальными стеклами. Кованые врата вели на колокольню. Оконные решетки сложного геометрического рисунка также были выкованы по эскизам художников.

Церковь была настолько благолепна по своему виду, так полно соответствовала представлениям людей о красоте, что получила народное название «Красной», то есть красивой. Это название церкви употреблялось в официальных документах вплоть до конца ХVIII века. Застройка Замоскворечья того времени была преимущественно деревянной, невысокой, темной. На этом фоне красавица-церковь была видна издалека и радовала взор яркими, чистыми красками.

Входящий в храм человек был потрясен поистине царским интерьером. Дух захватывало от огромного бесстолпного «в два света» пространства главного храма с возносящимся ввысь пятиярусным иконостасом, покрытым искусной вызолоченной резьбой. Иконы для иконостаса писали царские изографы, мастера Оружейной палаты во главе с прославленным Симоном Ушаковым.

Общая декоративность стоит в центре внимания художников и иконописцев ХVII века. При работе над росписями храмов и над иконами мастеров начали увлекать повествовательность, динамика действия, интерес к бытовым деталям, одеждам — ко всему пестрому множеству жизненных явлений материального мира.[iii]

Наиболее характерные произведения новой русской живописи вышли из-под кисти Симона Ушакова, бывшего главным новатором в живописи ХVII века, и мастеров его круга. На иконе «Спас Нерукотворный» Ушаков с выдающимся мастерством изобразил тщательно моделированный светотенью, почти объемный, идеализированный лик Христа, как бы парящий на фоне иллюзорно выписанного матерчатого плата. Особенность живописи Симона Ушакова заключается прежде всего в «живоподобии», соединенном со «светлостью» и красотой. Его же кисти принадлежит и Богоматерь Елеуса-Киккская (Кипрская). Симону Ушакову в работе над иконостасом помогал его ученик, жалованный царский иконописец Георгий Зиновьев, кисти которого принадлежит цикл Страстей Господних, все иконы которого имеют восьмигранную форму. Также с ними работали художники Карпов и Попов.

Для росписи стен внутри, помимо Симона Ушакова и мастеров его школы, были приглашены художники Никитин, Савельев (Савин), Попов, Дунаев, Дмитриев, Афанасьев, Григорьев (Плеханов), мастера Нанины и другие. Ими были написаны иконы: «Хвалите Бога во святых Его», «Хвалите Господа с небес», «Единородный Сын», цикл Страстей Христовых, «Сошествие во ад», «Сказание о иконе Богоматери Одигитрии», евангельские и житийные сюжеты. Иконами с огромными многочастными композициями были завешаны стены в два яруса. По содержанию иконы примыкали к тематике монументальной живописи.

Церковь была украшена многими древними иконами, подаренными царем Алексеем Михайловичем. Молиться к ним ходили и старообрядцы. Некоторые древние иконы были чрезвычайно интересны по содержанию. Они представляли в лицах изъяснения молитвы Господней, евангельских заповедей блаженств, Символа веры и евангельского изречения: «В начале бе Слово».

Главной святыней храма была частица мощей святителя Григория Неокесарийского, находившаяся в особом киоте. Эта частица была подарена государыней Параскевой Феодоровной — женой царя Иоанна Алексеевича, родного брата Петра Первого — князю Григорию Волконскому, который, став сенатором, за сию милость Божию подарил частицу в храм, посвященный его небесному покровителю. Это случилось в 1711 году.

В храме имелась и еще одна частица мощей небесного покровителя храма. В ХVI — ХVII веках православные восточные патриархи, часто посещавшие Москву для получения от Московского правительства денежной милостыни на нужды угнетаемого мусульманами Православия, привозили в дар Московским святителям и царям частицы святых мощей различных угодников Божиих. Таким образом в Москву попала и часть мощей святителя Григория Неокесарийского. Все подаренные частицы хранились в Кремлевском Благовещенском соборе,  бывшем домовой церковью  Московских царей.  В 1681 году было вынесено такое соборное постановление: «те многоцелебные мощи для лучшего устроения и почести и на просвещение людей отдать в монастыри и в соборы и к приходским церквям в знатные места, где тех всех Святых, Богу угодивших, состроены церкви их каменным зданием». В это время описанным путем и попала в храм частица мощей святителя. В 1700 г. в день памяти святителя священники церкви ходили крестным ходом с этой частицей в Кремль, где Святейшим Патриархом Адрианом служился торжественный молебен. В 1704 году эта частица была вставлена в середину напрестольного креста, в котором находилось еще несколько частиц святых угодников Божиих.

В храме имелись старопечатные книги. Прекрасно украшенный экземпляр 1663 г. употреблялся при богослужении до самого закрытия церкви в советское время.

Окончательно достроена и освящена церковь была 1 марта 1679 года. В этот день (суббота сыропустная) святейший Патриарх Московский Иоаким освятил в ней главный престол во имя святителя Григория Неокесарийского. На освящении храма присутствовал царь Феодор Алексеевич, устроивший в честь этого события обед.

Однако задолго до полного завершения отделки храма в нем происходили важные исторические события. В 1671 году царь Алексей Михайлович венчался здесь с Натальей Кирилловной Нарышкиной. Этому событию посвятил проникновенные стихи Андрей Вознесенский, уподобляя красавицу-церковь невесте.

В 1672 году в этом храме протопоп Андрей Саввинов крестил младенца Петра Первого, первого российского императора. Позднее в церкви бережно сохраняли купель, в которую погружали царя. Для расположения этой реликвии в южной стене храма  была устроена ниша. Сейчас в ней находится икона святителя Николая.

Государь Алексей Михайлович часто посещал богослужения в храме, всегда бывал на литургии в престольные праздники, о чем имеются соответствующие записи в «Выходной книге Царя Алексея Михайловича»: «Ходил Великий Государь к празднику Григорию Чудотворцу, что в Кадашеве, за Москвою рекою, к обедне». Алексей Михайлович приходил молиться и в деревянный храм, и в строящийся каменный. К сожалению, храмоздателю не суждено было дожить до полного завершения работ. Великое освящение храма святителя Григория, епископа и чудотворца Неокесарийского, состоялось уже после кончины Государя.

Вскоре после освящения главный храм украсился паникадилом искусной работы.

Во время строительства храма, в 1670 г., умерла жена Андрея Саввинова Иулиания, а в 1672 г. - дочь Анна. К юго-западному углу трапезной части церкви была сделана пристройка длиною 3,5 сажени (7,5 м), шириной - 2,5 саж. (более 5 м). Теперь эта пристройка составляет единое целое с появившимся позже правым приделом. Из пяти окон придела два последних имеют наличники первоначальной постройки. Это была усыпальница семьи Постниковых, там же были похоронены и родители Андрея Саввинова. Вход в часовню-усыпальницу был с запада, он продолжал существовать еще некоторое время и по присоединении придела. На восточной стене усыпальницы находилась закладная доска с надписью. В прошлом веке она помещалась над аркой, соединяющей новый придел с усыпальницей. При последней реставрации доска была размещена слева от белокаменного портала при входе в трапезную. Надпись гласила: «Лета 7178 (1670) преставися протопопица Государева духовника священно-протопопа Андрея Саввинова раба Божия Ульяния месяца марта в 16 день, в 5 часов дни, в среду 5 недели Великого Поста, в память св. муч. Савина. Отпевал над нею Патриарх Иоасаф, с ним три митрополита да епископ, четыре архимандрита, Большого Собору протопоп с братиею и погребена в сей гробнице у церкви Григория Неокесарийского Епископа. А рождения ея месяца Августа в 17 день св. муч. Мирона и Ульяны. А погребена вшед в гробницу на правой стороне. В сей же гробнице погребен сын его, священно-протопопа Андрея Саввиновича, Алексий младенец. А рождения его месяца февраля во вторый на десять день и погребен возле гроба матери своей в средине — 180 (1672 г.) месяца марта в 1 день преставися раба Божия Анна девица в пяток второй недели Великого Поста в 6 часов дня в самую Литургию, почали петь «ныне силы небесныя» — в то время преставися, на память св. мц. Евдокии, погребение было в воскресенье второе Великого Поста в 8 часу дня, Марта 3 дня на память мчч. Евтропия, Клеоника и Василиска, а отпевали над ней Епископ Архангельский Иоаким и иные священники, а погребена в сей гробнице на левой стороне вшед в гробницу, возле гроба Алексия младенца. Рождения Анны девицы Сентября 9 день, св. праведных Богоотец Иоакима и Анны. Подписана сия надпись для впредь, чтобы память их незабвенна была и место то значно было, где которая гробница и ведомо было, сия летопись для того написана. В сей гробнице погребены родители, протопопица его и дети, дочь да сын, Государева Царева Духовника священно-протопопа Андрея Саввиновича, и будет кто насильством станет погребать своя родители в сей гробнице и раскопает и мы подтверждаем: не буди на нем милость Божия, или обругает чем родители сия за нашим писанием, и преслушает, и затворит от него Господь царство небесное, и да приидет на него неблагословение и клятва и казнь Божия душевная и телесная в нынешнем веце и в будущем вечная мука.»

Стр. 123


[i] Репьи — узоры, городки, разводы с пучечками, с цветами; также лепное, живописное, резное украшение, в убранстве комнат. Толковый словарь великорусского языка В.И.Даля.

[ii] Воронь — чернота, чернь, особенно с синим отливом; на железо воронь наводится черная обмочкой горячаго в смолу или масло; синяя — осыпкой медными опилками; бурая — кислотами. Воронить — наводить воронь, особенно на железо, темный цвет разных отливов. Толковый словарь великорусского языка В.И.Даля.

[iii] Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI—XVII века. М., «Мысль», 1995. С. 508.