Ж И Т И Е

СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ,

ЕПИСКОПА  И  ЧУДОТВОРЦА

НЕОКЕСАРИЙСКОГО

Стр. 1, 2, 3

Свя­той Гри­го­рий про­ис­хо­дил из слав­но­го и ве­ли­ко­го го­ро­да Не­оке­са­рии от ро­ди­те­лей языч­ни­ков. В мо­ло­дых го­дах он по­те­рял их. За­няв­шись изу­че­ни­ем эл­лин­ской пре­муд­ро­сти, на­чал он ура­зу­ме­вать и со­вер­шен­ней­шую пре­муд­рость, ко­то­рая со­сто­ит в по­зна­нии Еди­но­го Ис­тин­но­го Бо­га — из тво­ре­ний по­зна­вал он Твор­ца и ста­рал­ся бла­го­уго­ж­дать Ему не­зло­би­ем и це­ло­муд­рен­ной жиз­нью. Оз­на­ко­мив­шись со свя­тым еван­гель­ским уче­ни­ем, он не­мед­лен­но стал по­сле­до­ва­те­лем его и, при­няв кре­ще­ние, ста­рал­ся жить по за­по­ве­дям Хри­ста, в чис­то­те и не­стя­жа­тель­но­сти, от­ка­зал­ся от всей суе­ты мир­ской, бо­гатств, гор­до­сти, сла­вы и вре­мен­ных на­сла­ж­де­ний. От­ка­зав­шись от уго­ж­де­ния пло­ти, Гри­го­рий пре­бы­вал в ве­ли­ком воз­дер­жа­нии, умер­щв­ляя свою во­лю, и обе­ре­гал чис­то­ту сво­его дев­ст­ва так стро­го, что в те­че­ние всей жиз­ни, от чре­ва ма­те­ри до бла­жен­ной кон­чи­ны сво­ей, не по­знал плот­ско­го гре­ха и со­хра­нил се­бя от сквер­ны, что­бы быть угод­ным Еди­но­му Чис­то­му и Без­греш­но­му, от Без­греш­ной Де­вы ро­ж­ден­но­му, Хри­сту Бо­гу. Пре­дав­шись Ему от юно­сти, с Его по­мо­щью он пре­ус­пе­вал от си­лы к си­ле, от доб­ро­де­те­ли к доб­ро­де­те­ли, и про­хо­дил путь жиз­ни бес­по­роч­но: за то воз­лю­бил Его Бог и лю­ди до­б­рые, а злые не­на­ви­де­ли.

Ко­гда он, бу­ду­чи еще юно­шей, изу­чал в Алек­сан­д­рии фи­ло­со­фию и вра­чеб­ное ис­кус­ст­во вме­сте со мно­ги­ми юно­ша­ми, сте­кав­ши­ми­ся ту­да от всех стран, то це­ло­муд­рен­ная и не­по­роч­ная жизнь его воз­бу­ди­ла не­на­висть свер­ст­ни­ков. Бу­ду­чи не­воз­держ­ны и по­ра­бо­ще­ны стра­стя­ми, они жи­ли не­чис­то, вхо­дя в до­ма блуд­ниц, как бы­ло в обы­чае у язы­че­ских юно­шей; а свя­той Гри­го­рий как юно­ша хри­сти­ан­ский ук­ло­нял­ся от это­го па­губ­но­го пу­ти, из­бе­гал не­чис­то­ты и не­на­ви­дел без­за­ко­ние; как крин сре­ди тер­ния, так сре­ди не­чис­тых све­тил­ся он сво­ей чис­то­той. Мно­гие зна­ли о его чис­той и не­по­роч­ной жиз­ни, и за то мно­гие дос­той­ные фи­ло­со­фы и гра­ж­да­не весь­ма по­чи­та­ли его и сла­ви­ли; свер­ст­ни­ки же, не бу­ду­чи в со­стоя­нии смот­реть на юно­шу, ко­то­рый воз­дер­жа­ни­ем и чис­то­той пре­вос­хо­дил не толь­ко юно­шей, но и ста­рых, за­мыс­ли­ли рас­про­стра­нить ху­дой слух ме­ж­ду людь­ми, буд­то и он жил так же не­чис­то, как и про­чие, и тем пом­ра­чить ту до­б­рую сла­ву, ко­то­рой по спра­вед­ли­во­сти он поль­зо­вал­ся ме­ж­ду людь­ми. Они нау­чи­ли ка­кую-то блуд­ни­цу, что­бы она ок­ле­ве­та­ла и раз­нес­ла ху­дую мол­ву о не­вин­ном и чис­том серд­цем от­ро­ке. Од­на­ж­ды, ко­гда свя­той на ви­ду у всех бе­се­до­вал с дос­той­ны­ми фи­ло­со­фа­ми и пер­вей­ши­ми учи­те­ля­ми, блуд­ни­ца, нау­чен­ная свер­ст­ни­ка­ми свя­то­го, при­сту­пи­ла к не­му, бес­стыд­но про­ся у не­го долж­ной пла­ты за со­вер­шен­ный буд­то бы с нею плот­ский грех. Это слы­ша­ли все и уди­ви­лись: од­ни со­блаз­ни­лись, счи­тая это за ис­ти­ну; а дру­гие, зная чис­то­ту и не­по­роч­ность Гри­го­рия, не да­ли ве­ры сло­вам бес­стыд­ной блуд­ни­цы и от­го­ня­ли ее. Она же, гром­ко кри­ча, до­ку­ча­ла свя­то­му, что­бы он от­дал пла­ту за со­вер­шен­ное лю­бо­дея­ние. О, как со­ве­ст­но ста­ло свя­то­му Гри­го­рию, ко­гда та­кие бес­стыд­ные и не­спра­вед­ли­вые на­ре­ка­ния жен­щи­ны, яв­но греш­ной, ус­лы­шал он в при­сут­ст­вии столь мно­гих че­ст­ных лю­дей! Как чис­тая де­ви­ца, по­крас­нел он ли­цом; од­на­ко, бу­ду­чи не­зло­би­вым и крот­ким, не ска­зал блуд­ни­це ни­че­го же­ст­ко­го, ни ма­ло не по­ка­зал гне­ва, не стал оп­рав­ды­вать­ся или пред­став­лять сви­де­те­лей сво­ей не­вин­но­сти, но крот­ко ска­зал од­но­му из сво­их дру­зей:

— Дай ско­рее ей пла­ту, сколь­ко тре­бу­ет, что­бы она уш­ла от нас, не до­ку­чая нам бо­лее.

Друг тот­час от­дал ей, сколь­ко она хо­те­ла, ис­ку­пая не­по­вин­но­го Гри­го­рия от сты­да. Бог же, вер­ный на не­бе­сах Сви­де­тель, от­крыл эту не­прав­ду сле­дую­щим об­ра­зом. Он до­пус­тил ду­ха не­чис­то­го к бес­стыд­ной блуд­ни­це, и ко­гда она при­ня­ла в ру­ки не­пра­вед­ную мзду, то тот­час при­ня­ла и лю­тую казнь: ибо бес на­пал на нее и на­чал ее му­чить пред все­ми. Блуд­ни­ца упа­ла на зем­лю, во­пи­ла страш­ным го­ло­сом, тре­пе­та­ла всем те­лом, скре­же­та­ла зу­ба­ми и при­хо­ди­ла в оце­пе­не­ние, ис­пус­кая пе­ну, так что все пред­сто­яв­шие ис­пол­ни­лись ве­ли­ко­го стра­ха и ужа­са, ви­дя столь ско­рое и лю­тое от­мще­ние за не­по­вин­но­го юно­шу. И не пе­ре­стал ее му­чить бес до тех пор, по­ка свя­той не со­тво­рил о ней при­леж­ной мо­лит­вы к Бо­гу и тем от­гнал от нее бе­са. Это по­слу­жи­ло на­ча­лом чу­дес юно­го Гри­го­рия, доб­ро­де­те­лям ко­то­ро­го ди­ви­лись и стар­цы.

У Гри­го­рия был бла­го­ра­зум­ный и доб­ро­нрав­ный друг по име­ни Фир­ми­ан, ро­дом из Кап­па­до­кии. От­крыв ему свою за­вет­ную мысль — ос­та­вить все и слу­жить еди­но­му Бо­гу, Гри­го­рий на­шел, что и Фир­ми­ан име­ет ту же мысль и же­ла­ет ид­ти тем же пу­тем. По вза­им­но­му со­ве­ту оба они ос­та­ви­ли мир­скую фи­ло­со­фию, ос­та­ви­ли язы­че­ские учи­ли­ща и на­ча­ли учить­ся хри­сти­ан­ской пре­муд­ро­сти и тай­нам Бо­же­ст­вен­но­го Пи­са­ния. В то вре­мя сре­ди учи­те­лей Церк­ви Хри­сто­вой сла­вил­ся зна­ме­ни­тый Ори­ген. При­шед­ши к не­му вме­сте с дру­гом сво­им Фир­миа­ном, свя­той Гри­го­рий стал учить­ся у не­го и, про­быв у не­го до­воль­но вре­ме­ни, воз­вра­тил­ся на ро­ди­ну свою, в Не­оке­са­рию. Гра­ж­да­не Не­оке­са­рий­ские и все, знав­шие его, ви­дя его ве­ли­кую пре­муд­рость, хо­те­ли, что­бы он был сре­ди со­гра­ж­дан в по­че­те и при­нял на се­бя обя­зан­но­сти су­дьи и гра­до­пра­ви­те­ля. Но Гри­го­рий, из­бе­гая гор­до­сти, пус­той сла­вы че­ло­ве­че­ской и тех мно­го­чис­лен­ных се­тей, ко­то­ры­ми враг опу­ты­ва­ет мир, ос­та­вил свой оте­че­ский го­род и, по­се­лив­шись в пус­ты­не, жил в глу­бо­ком уе­ди­не­нии, для од­но­го Бо­га — в ка­ких под­ви­гах и тру­дах, о том зна­ет лишь Один создавый на едине сердца наши и разумеваяй на вся дела  наши (Пс. 32, 15).

Ко­гда свя­той Гри­го­рий пре­бы­вал в пус­ты­не и уп­раж­нял­ся в бо­го­мыс­лии, уз­нал о нем бла­жен­ный Фе­дим, епи­скоп Кап­па­до­кий­ско­го го­ро­да Ама­сии, и за­хо­тел из­вес­ти его из пус­ты­ни на слу­же­ние Церк­ви Хри­сто­вой, по­ста­вить его свя­ти­те­лем и учи­те­лем; ибо он про­ви­дел в нем бла­го­дать Бо­жию и то, что он бу­дет ве­ли­ким стол­пом Церк­ви и ут­вер­жде­ни­ем ве­ры. Свя­той Гри­го­рий так­же имел дар про­зор­ли­во­сти и, уз­нав, что епи­скоп хо­чет взять его из пус­ты­ни на слу­же­ние Церк­ви, скры­вал­ся от не­го, счи­тая се­бя не­дос­той­ным та­ко­го са­на, и пе­ре­хо­дил в пус­ты­не с мес­та на ме­сто, что­бы не быть най­ден­ным. Бла­жен­ный Фе­дим при­леж­но ис­кал его и с моль­бой при­зы­вал к се­бе из пус­ты­ни, но, не бу­ду­чи в со­стоя­нии раз­лу­чить пус­тын­но­люб­ца с его пус­ты­ней и при­вес­ти в Ама­сию для хи­ро­то­ни­са­ния, со­вер­шил де­ло, по-ви­ди­мо­му, стран­ное и не­обыч­ное. Дви­жи­мый Ду­хом Бо­жи­им и рас­па­ляе­мый рев­но­стью по свя­той Церк­ви, он не за­труд­нил­ся тем, что не при­шел к не­му Гри­го­рий и что ме­ж­ду ни­ми ле­жит не­ма­лое рас­стоя­ние — от го­ро­да Ама­сии до той пус­ты­ни, в ко­то­рой жил Гри­го­рий, бы­ло три дня пу­ти; не за­труд­нил­ся епи­скоп Фе­дим та­ким рас­стоя­ни­ем ме­ж­ду ни­ми и по­свя­тил Гри­го­рия, на­хо­дя­ще­го­ся вда­ли от не­го, в епи­ско­па Не­оке­са­рий­ской церк­ви. Уст­ре­мив взор к Бо­гу, он ска­зал:

— Все­ве­ду­щий и Все­мо­гу­щий Бо­же, при­зри в час сей на ме­ня и на Гри­го­рия и со­тво­ри дей­ст­вен­ным по­свя­ще­ние бла­го­да­тию Тво­ею.

Об этом сви­де­тель­ст­ву­ет свя­той Гри­го­рий Нис­ский, опи­сы­вая жи­тие се­го свя­то­го; под­твер­жде­ние это­му есть и в ми­ней­ном ка­но­не, по­ве­ст­вую­щем об этом так:

— Божий предстатель ревностию распаляемь,помаза тя федим не пришедша отче, богу всяческая ведящему благочестно оуповав, и честному твоему житию надеявся, богоглаголиве григорие.

Так со­тво­рил бла­жен­ный Фе­дим Гри­го­рию не­обыч­ное по­свя­ще­ние, и свя­той Гри­го­рий, хо­тя про­тив же­ла­ния, по­ви­но­вал­ся при­нять цер­ков­ное управ­ле­ние: ибо как мог он про­ти­вить­ся во­ле Гос­под­ней? Пре­ж­де же все­го при­бег­нул он к мо­лит­ве, про­ся по­мо­щи свы­ше на та­ко­вое де­ло.

В то вре­мя на­чи­на­ла рас­про­стра­нять­ся ересь Са­вел­лия и Пав­ла Са­мо­сат­ских. Свя­той Гри­го­рий был по по­во­ду нее в не­до­уме­нии и при­леж­но мо­лил Бо­га и Бо­жию Ма­терь об от­кры­тии ему ис­тин­ной ве­ры. Ко­гда од­на­ж­ды но­чью он мо­лил­ся о том осо­бен­но при­леж­но, яви­лась ему Пре­чис­тая Де­ва Ма­рия, сияю­щая, как солн­це, с Ио­ан­ном Бо­го­сло­вом, об­ла­чен­ным в ар­хие­рей­ские оде­ж­ды. Ука­зы­вая ру­кой Сво­ей на Гри­го­рия, Пре­чис­тая по­ве­ле­ла Ио­ан­ну Бо­го­сло­ву нау­чить его, как по­до­ба­ет ве­ро­вать в тай­ну Свя­той Трои­цы. И, по по­ве­ле­нию Бо­жи­ей Ма­те­ри, свя­той Гри­го­рий был нау­чен свя­тым Ио­ан­ном Бо­го­сло­вом, в те­че­ние ма­ло­го вре­ме­ни, ве­ли­ким Бо­жи­им Тай­нам и по­черп­нул из не­ис­чер­пае­мой глу­би­ны Пре­муд­ро­сти Бо­же­ст­вен­ное зна­ние. Сло­ва от­кро­ве­ния, ска­зан­ные Ио­ан­ном Бо­го­сло­вом, бы­ли сле­дую­щие:

—                            Един Бог, Отец Сло­ва Жи­во­го, Пре­муд­ро­сти Ипо­стас­ной Си­лы и Об­раза Веч­но­го, Со­вер­шен­ный Ро­ди­тель Со­вер­шен­но­го, Отец Сы­на Еди­но­род­но­го. Един Гос­подь, Еди­ный от Еди­но­го, Бог от Бо­га, Об­раз и Изо­бра­же­ние Бо­же­ст­ва, Сло­во дей­ст­вен­ное, Пре­муд­рость, объ­ем­лю­щая со­став все­го су­ще­ст­вую­ще­го, и Твор­че­ская Си­ла всей тва­ри, Ис­тин­ный Сын Ис­тин­но­го От­ца, Не­ви­ди­мый, Не­тлен­ный, Бес­смерт­ный и При­сно­сущ­ный Сын Не­ви­ди­мо­го, Не­тлен­но­го и При­сно­сущ­но­го От­ца. И Един Дух Свя­той, Ко­то­рый име­ет су­ще­ст­во от От­ца и яв­лен лю­дям чрез Сы­на, Со­вер­шен­ный Об­раз Со­вер­шен­но­го Сы­на, Жизнь, При­чи­на все­го жи­во­го, Ис­точ­ник Свя­той, Свя­ты­ня, по­даю­щая ос­вя­ще­ние, в Ко­то­ром от­кры­ва­ет Се­бя Бог Отец, Иже над все­ми и во всем, и Бог Сын, Иже чрез всех, Трои­ца, со­вер­шен­ная сла­вою, веч­но­стью и цар­ст­вом, Не­раз­де­ляе­мая и Не­от­чу­ж­дае­мая. Итак, в Трои­це нет ни­че­го со­тво­рен­но­го или слу­жеб­но­го, или прив­не­сен­но­го, как бы пре­ж­де не быв­ше­го, а впо­след­ст­вии при­взо­шед­ше­го. Итак, ни в чем у Сы­на не бы­ло не­дос­тат­ка пред От­цом и у Свя­то­го Ду­ха пред Сы­ном, но Не­пре­мен­на и Не­из­мен­на есть все­гда та же Трои­ца.

По­сле се­го ви­де­ния свя­той Гри­го­рий за­пи­сал сво­ей ру­кой сло­ва, ска­зан­ные ему свя­тым Ио­ан­ном Бо­го­сло­вом, и это пи­са­ние его бы­ло хра­ни­мо в Не­оке­са­рий­ской церк­ви в те­че­ние мно­гих лет.

По­сле то­го свя­той Гри­го­рий на­пра­вил­ся в Не­оке­са­рию. То­гда вся Не­оке­са­рия пре­бы­ва­ла во тьме идо­ло­по­клон­ст­ва: ве­ли­кое мно­же­ст­во идо­лов и хра­мов идоль­ских бы­ло в этом го­ро­де. Еже­днев­но при­но­си­лись мно­гие жерт­вы идо­лам, так что весь воз­дух был по­лон смра­да, ис­хо­див­ше­го от за­ка­лы­вае­мых и со­жи­гае­мых в жерт­вы жи­вот­ных, и лишь 17 че­ло­век ве­рую­щих бы­ло в мно­го­люд­ном го­ро­де.

Ко­гда свя­той Гри­го­рий шел в Не­оке­са­рию, на пу­ти ему при­шлось про­хо­дить ми­мо од­но­го идоль­ско­го хра­ма. Был ве­чер, и над­ви­гал­ся силь­ный дождь; по не­об­хо­ди­мо­сти свя­то­му и спут­ни­кам его при­шлось вой­ти в этот идоль­ский храм и в нем за­но­че­вать. В хра­ме том бы­ло мно­го идо­лов, в них жи­ли бе­сы, ко­то­рые яв­ля­лись сво­им жре­цам и бе­се­до­ва­ли с ни­ми. Про­ве­дя там ночь, свя­той Гри­го­рий со­тво­рил обыч­ные свои по­лу­ноч­ные и ут­рен­ние пес­но­пе­ния и мо­лит­вы и зна­ме­но­вал кре­ст­ным зна­ме­ни­ем воз­дух, ос­к­вер­нен­ный бе­сов­ски­ми жерт­ва­ми. Уст­ра­шив­шись кре­ст­но­го зна­ме­ния и свя­тых мо­литв Гри­го­рия, бе­сы ос­та­ви­ли свой храм и идо­лов и ис­чез­ли. Ут­ром свя­той Гри­го­рий с друзь­я­ми свои­ми дви­нул­ся в даль­ней­ший путь, а идоль­ский жрец во­шел в храм по обы­чаю сво­ему, же­лая при­нес­ти жерт­ву бе­сам, но не на­шел бе­сов, ибо они от­ту­да бе­жа­ли. Не яв­ля­лись ему бе­сы и то­гда, ко­гда он стал при­но­сить им жерт­вы — как пре­ж­де они обык­но­вен­но яв­ля­лись; и не­до­уме­вал жрец, по ка­кой при­чи­не его бо­ги ос­та­ви­ли храм свой. Усерд­но мо­лил он их, что­бы воз­вра­ти­лись они на свое ме­сто, а они из­да­ле­ка во­пи­ли:

— Не мо­жем мы вой­ти ту­да, где был в про­шлую ночь стран­ник, ко­то­рый шел из пус­ты­ни в Не­оке­са­рию.

Жрец, слы­ша это, по­спе­шил за Гри­го­ри­ем, на­стиг его, ос­та­но­вил и с гне­вом стал кри­чать на не­го, уп­ре­кая его в том, что бо­ги из-за не­го воз­не­на­ви­де­ли это ме­сто и уда­ли­лись; гро­зил ему су­дом цар­ским, на­ме­ре­ва­ясь тот­час на­силь­но вес­ти его к му­чи­те­лям. Свя­той Гри­го­рий, крот­ки­ми и муд­ры­ми сло­ва­ми уто­ляя гнев жре­ца, ска­зал на­ко­нец:

— Бог мой так Все­мо­гущ, что и бе­сам по­ве­ле­ва­ет, и мне дал та­кую си­лу над ни­ми, что они и про­тив во­ли по­слу­ша­ют ме­ня.

Жрец, ус­лы­шав это, ук­ро­тил свой гнев и умо­лял свя­то­го, что­бы он по­ве­лел бо­гам язы­че­ским воз­вра­тить­ся в их храм. Свя­той, вы­рвав из сво­ей книж­ки не­боль­шой лис­ток, на­пи­сал на нем та­кие сло­ва: “Гри­го­рий — са­та­не: вой­ди”, — и по­дал этот лис­ток жре­цу, по­ве­ле­вая ему по­ло­жить его на ал­та­ре сквер­ных бо­гов его. И тот­час воз­вра­ти­лись бе­сы в храм и бе­се­до­ва­ли с жре­цом, как и рань­ше. Жрец ужас­нул­ся, удив­ля­ясь бо­же­ст­вен­ной си­ле свя­то­го Гри­го­рия, с по­мо­щью ко­то­рой он сло­вом по­ве­ле­ва­ет бе­са­ми, и те слу­ша­ют его; по­спе­шил сно­ва за ним, на­стиг его, ко­гда тот еще не до­шел до го­ро­да, и спра­ши­вал, от­ку­да име­ет он та­кую си­лу, что язы­че­ские бо­ги бо­ят­ся его и слу­ша­ют его по­ве­ле­ний. Свя­той Гри­го­рий, ви­дя, что серд­це жре­ца вос­при­им­чи­во к ве­ре, на­чал по­учать его о Еди­ном Ис­тин­ном Бо­ге, все соз­дав­шем Сло­вом Сво­им, и пе­ре­дал ему тай­ну свя­той ве­ры. В то вре­мя как они, бе­се­дуя, дер­жа­ли путь, жрец стал умо­лять свя­то­го Гри­го­рия, что­бы он для ви­ди­мо­го удо­сто­ве­ре­ния ве­ры сво­ей по­ка­зал ка­кое-ли­бо чу­до. И вот уви­де­ли они гро­мад­ный ка­мень, ко­то­рый, как ка­за­лось, ни­ка­кая си­ла не мо­жет сдви­нуть с мес­та; но Гри­го­рий име­нем Хри­сто­вым по­ве­лел дви­нуть­ся ему с мес­та сво­его, и ка­мень дви­нул­ся и пе­ре­шел на дру­гое ме­сто, ку­да хо­тел жрец. Страх объ­ял жре­ца при ви­де это­го пре­слав­но­го чу­да, и ис­по­ве­дал он:

Стр. 1, 2, 3