Стр. 1, 2, 3

— Един есть Ис­тин­ный и Все­силь­ный Бог, Гри­го­ри­ем про­по­ве­дуе­мый, и нет ино­го, кро­ме Не­го, — и тот­час уве­ро­вал в Не­го, и рас­про­стра­нил весть о сем со­бы­тии всю­ду так бы­ст­ро, что в Не­оке­са­рии на­род уз­нал о чу­де­сах Гри­го­рия и о вла­сти его над бе­са­ми рань­ше, чем Гри­го­рий сам при­шел ту­да. О при­хо­де же его уз­нал весь го­род, и мно­же­ст­во на­ро­да вы­шло на­встре­чу ему, же­лая уви­деть его, так как слы­ша­ли, что он сло­вом пе­ре­дви­нул ве­ли­кий ка­мень на дру­гое ме­сто и что бо­гам их по­ве­ле­ва­ет, и они слу­ша­ют его.

Вхо­дя в пер­вый раз в ве­ли­кий го­род при не­обык­но­вен­ной для не­го об­ста­нов­ке, свя­той Гри­го­рий не изу­мил­ся та­ко­му мно­же­ст­ву на­ро­да, со­брав­ше­му­ся ра­ди не­го, но, идя как бы по пус­ты­не, смот­рел толь­ко на се­бя и на до­ро­гу, не об­ра­ща­ясь ни к ко­му из со­брав­ших­ся око­ло не­го. И это са­мое по­ка­за­лось на­ро­ду еще вы­ше и уди­ви­тель­нее чу­да, про­из­ве­ден­но­го свя­тым над кам­нем. Гри­го­рий вхо­дил в го­род, ото­всю­ду тес­ни­мый со­про­во­ж­даю­щи­ми, как буд­то весь го­род уже поч­тил его свя­ти­тель­ст­во. Но, ос­во­бо­ж­дая се­бя от вся­ко­го жи­тей­ско­го бре­ме­ни, свя­той не об­ра­щал на то вни­ма­ния. Ко­гда он во­шел в го­род, ему для ус­по­кое­ния ни­где не бы­ло да­же до­ма, ни цер­ков­но­го, ни соб­ст­вен­но­го, и спут­ни­ки его при­шли в смя­те­ние и бес­по­кой­ст­во, где им при­стать и у ко­го най­ти се­бе кров. Но учи­тель их, бо­го­муд­рый Гри­го­рий, ус­по­каи­вая их и вме­сте как бы уко­ряя за ма­ло­ду­шие, го­во­рил:

— Что это вы, как буд­то на­хо­дя­щие­ся вне по­кро­ва Бо­жия, бес­по­кои­тесь, где мож­но вам ус­по­ко­ить ва­ши те­ла? Уже­ли для вас ма­лым до­мом ка­жет­ся Бог, хо­тя о Нем мы и жи­вем, и дви­жем­ся, и су­ще­ст­ву­ем? Или те­сен для вас кров не­бес­ный, что вы ище­те, кро­ме се­го, дру­го­го жи­ли­ща? Да бу­дет за­бо­та у вас о том лишь од­ном до­ме, ко­то­рый есть соб­ст­вен­ность ка­ж­до­го, ко­то­рый со­зи­да­ет­ся доб­ро­де­те­ля­ми и воз­дви­га­ет­ся в вы­со­ту; о нем од­ном мы долж­ны за­бо­тить­ся, что­бы та­кое жи­ли­ще не бы­ло не­уст­рое­но у вас…

Ко­гда свя­той Гри­го­рий по­учал так сво­их спут­ни­ков, на­хо­див­ший­ся при этом один име­ни­тый и бо­га­тый гра­ж­да­нин по име­ни Му­со­ний, ви­дя, что у мно­гих од­но и то же же­ла­ние и за­бо­та, как бы при­нять ве­ли­ко­го му­жа в свои до­ма, пре­ду­пре­ж­дая про­чих, об­ра­тил­ся к Гри­го­рию с прось­бой ос­та­но­вить­ся у не­го и поч­тить сво­им вхо­дом его дом. Дру­гие про­си­ли свя­то­го о том же, но он, ис­пол­няя прось­бу пер­во­го, ос­та­но­вил­ся в до­ме Му­со­ния. Ко­гда Гри­го­рий всту­пил в Не­оке­са­рию, то на­шел там толь­ко сем­на­дцать че­ло­век ве­рую­щих, весь же го­род по­кло­нял­ся без­душ­ным идо­лам и слу­жил бе­сам, то­гда Гри­го­рий стал мо­лить Бо­га в тай­не серд­ца сво­его: да при­зрит Он на соз­да­ние Свое и та­кое мно­же­ст­во за­блуд­ших и по­ги­баю­щих лю­дей да про­све­тит и об­ра­тит на путь спа­се­ния. Пре­бы­вая в до­ме Му­со­ния, свя­той Гри­го­рий стал учить не­ве­рую­щих по­зна­нию ис­тин­но­го Бо­га. Слу­шав­ших сло­во его сна­ча­ла бы­ло ма­лое чис­ло, но пре­ж­де не­же­ли окон­чил­ся день и за­шло солн­це, их столь­ко при­сое­ди­ни­лось к пер­во­му со­б­ра­нию, что они со­ста­ви­ли уже тол­пы на­ро­да.

По­мощь Бо­жия на­столь­ко спо­спе­ше­ст­во­ва­ла ему, что и од­но­го дня не про­хо­ди­ло без при­об­ре­те­ния для Церк­ви Хри­сто­вой душ че­ло­ве­че­ских. Мно­же­ст­во лю­дей с же­на­ми и деть­ми со­би­ра­лось в дом Му­со­ния к свя­то­му Гри­го­рию слу­шать уче­ние его и ви­деть бы­ваю­щие от не­го чу­дес­ные ис­це­ле­ния: ибо он от­го­нял ду­хов лу­ка­вых от лю­дей, ис­це­лял вся­кие бо­лез­ни, и день ото дня ве­рую­щие при­сое­ди­ня­лись к Церк­ви, и ум­но­жа­лось чис­ло их. В не­про­дол­жи­тель­ное вре­мя на сред­ст­ва лю­дей, уве­ро­вав­ших в Гос­по­да, Гри­го­рий соз­дал див­ную цер­ковь; свя­то­му от­да­ва­ли на строе­ние цер­ков­ное все, что име­ли, и от­кры­ва­ли свои со­кро­вищ­ни­цы, да­бы брал он, сколь­ко тре­бу­ет­ся, на бла­го­ле­пие до­ма Гос­под­ня, на пи­та­ние си­рот и слу­же­ние боль­ным. Так воз­рас­та­ло в Не­оке­са­рии Сло­во Бо­жие, ве­ра свя­тая рас­про­стра­ня­лась, мно­го­бо­жие идоль­ское раз­ру­ша­лось, при­хо­ди­ли в за­пус­те­ние мерз­кие их хра­мы, со­кру­ша­лись идо­лы, а Имя Еди­но­го Все­силь­но­го Бо­га и Гос­по­да на­ше­го Ии­су­са Хри­ста бы­ло ве­ли­чае­мо и про­слав­ляе­мо сре­ди Не­оке­са­рии, и си­лою Бо­жи­ей че­рез свя­то­го Гри­го­рия со­вер­ша­лись пре­див­ные и страш­ные чу­де­са. Сле­дую­щее чу­дес­ное яв­ле­ние, по сви­де­тель­ст­ву свя­то­го Гри­го­рия Нис­ско­го, осо­бен­но спо­соб­ст­во­ва­ло ут­вер­жде­нию Церк­ви Хри­сто­вой в Не­оке­са­рии и ум­но­же­нию там чис­ла ве­рую­щих.

В го­ро­де, со­глас­но древ­не­му обы­чаю, со­вер­шал­ся не­ко­то­рый все­на­род­ный язы­че­ский празд­ник в честь од­но­го ме­ст­но­го бо­же­ст­ва; на этот празд­ник сте­ка­лась поч­ти вся об­ласть, так как сель­ские жи­те­ли празд­но­ва­ли вме­сте с го­ро­дом. Во вре­мя празд­ни­ка те­атр был пе­ре­пол­нен со­брав­ши­ми­ся, все стре­ми­лись бли­же к сце­не, же­лая луч­ше ви­деть и слы­шать, от­че­го под­нял­ся силь­ный шум и смя­те­ние, вслед­ст­вие че­го у на­ро­да ис­торг­ся об­щий вопль — все взы­ва­ли к че­ст­вуе­мо­му бо­же­ст­ву, что­бы оно да­ло им про­стор. “Зевс — вос­кли­ца­ли не­вер­ные — дай нам ме­сто.” Ус­лы­хав эту без­рас­суд­ную мо­лит­ву, свя­той Гри­го­рий по­слал од­но­го из сво­их при­служ­ни­ков ска­зать, что ско­ро бу­дет дан им про­стор да­же бо­лее то­го, о ка­ком они мо­лят­ся. Эти сло­ва его ока­за­лись пе­чаль­ным при­го­во­ром: вслед за этим все­на­род­ным празд­не­ст­вом в го­ро­де рас­про­стра­ни­лась гу­би­тель­ная яз­ва, с ве­се­лы­ми пес­ня­ми сме­шал­ся плач, так что ве­се­лье для них пре­вра­ти­лось в го­ре и не­сча­стье, а вме­сто зву­ков труб и ру­ко­пле­ска­ний го­род ог­ла­шал­ся не­пре­рыв­ным ря­дом пла­чев­ных пе­сен. Бо­лезнь, поя­вив­шись в го­ро­де, рас­про­стра­ни­лась бы­ст­рее, чем мож­но бы­ло ожи­дать, опус­то­шая до­ма по­доб­но ог­ню, так что хра­мы на­пол­ни­лись за­ра­жен­ны­ми яз­вой, бе­жав­ши­ми ту­да в на­де­ж­де ис­це­ле­ния; око­ло ис­точ­ни­ков, клю­чей и ко­лод­цев тол­пи­лись то­ми­мые жа­ж­дой в бес­по­мощ­ной бо­лез­ни; но и во­да бы­ла бес­силь­на уга­сить бо­лез­нен­ный жар. Мно­гие же са­ми ухо­ди­ли на клад­би­ще, так как ос­тав­ших­ся в жи­вых не­дос­та­точ­но бы­ло для то­го, что­бы по­гре­бать умер­ших. И это бед­ст­вие по­ра­жа­ло лю­дей не­ожи­дан­но, как буд­то ка­кой при­зрак при­бли­жал­ся сна­ча­ла к до­му, где име­ла поя­вить­ся за­раза, а за­тем уже сле­до­ва­ла ги­бель. По­сле то­го как для всех, та­ким об­ра­зом, ста­ла яс­ной при­чи­на бо­лез­ни, что при­зван­ный ими де­мон злоб­но ис­пол­нил их прось­бу, дос­та­вив го­ро­ду по­сред­ст­вом бо­лез­ни этот зло­сча­ст­ный про­стор — все они об­ра­ти­лись к свя­то­му Гри­го­рию, умо­ляя его ос­та­но­вить рас­про­стра­не­ние бо­лез­ни си­лой про­по­ве­дуе­мо­го им Бо­га, Ко­то­ро­го Еди­но­го они те­перь ис­по­ве­ду­ют Ис­тин­ным, Вла­ды­че­ст­вую­щим над все­ми Бо­гом. И как ско­ро яв­лял­ся при­зрак тот, пред­ве­щая по­яв­ле­ние яз­вы в до­ме, у под­верг­ших­ся та­ко­му бед­ст­вию ос­та­ва­лось од­но сред­ст­во спа­се­ния, что­бы во­шел в тот дом свя­той и мо­лит­вой от­ра­зил про­ник­шую в дом бо­лезнь. Ко­гда же мол­ва об этом от тех, ко­то­рые в чис­ле пер­вых спас­лись от яз­вы та­ким об­ра­зом, очень ско­ро рас­про­стра­ни­лась ме­ж­ду все­ми, то бы­ло ос­тав­ле­но все, к че­му пре­ж­де при­бе­га­ли по сво­ему не­ра­зу­мию: ора­ку­лы, очи­ще­ния, пре­бы­ва­ние в ка­пи­щах идоль­ских, так как все об­ра­ти­ли взо­ры свои к ве­ли­ко­му свя­ти­те­лю, и ка­ж­дый ста­рал­ся при­влечь его к се­бе для спа­се­ния сво­его се­мей­ст­ва. На­гра­дой же для не­го от спа­сен­ных бы­ло спа­се­ние душ, ибо ко­гда его бла­го­чес­тие бы­ло за­сви­де­тель­ст­во­ва­но та­ким опы­том, то для по­знав­ших на са­мом де­ле си­лу ве­ры не бы­ло при­чи­ны мед­лить при­ня­ти­ем та­ин­ст­ва Хри­сто­ва. И в ка­кой ме­ре во вре­мя здо­ро­вья они не­ду­го­ва­ли свои­ми по­мыс­ла­ми от­но­си­тель­но вос­при­ятия та­ин­ст­ва, в та­кой ме­ре те­лес­ной бо­лез­нью ук­ре­пи­лись в ве­ре. Ко­гда, та­ким об­ра­зом, об­ли­че­но бы­ло за­блу­ж­де­ние идо­ло­по­клон­ст­ва, все об­ра­ти­лись к име­ни Хри­сто­ву: од­ни — бу­ду­чи при­ве­де­ны к ис­ти­не при­клю­чив­шею­ся им бо­лез­нию, дру­гие — при­бег­ши к ве­ре во Хри­ста, как к пре­до­хра­ни­тель­но­му вра­чев­ст­ву про­тив яз­вы.

По­сле это­го все­об­щее бла­го­го­вей­ное ува­же­ние к свя­ти­те­лю Гри­го­рию еще бо­лее ук­ре­пи­лось в Не­оке­са­рии. Жи­те­ли как са­мо­го го­ро­да, так и его ок­ре­ст­но­стей, по­ра­жен­ные апо­столь­ски­ми чу­де­са­ми свя­то­го, ве­ри­ли, что все, что он ни го­во­рит и де­ла­ет, де­ла­ет и го­во­рит Бо­же­ст­вен­ною си­лою. По­се­му и в спор­ных жи­тей­ских де­лах ни­ка­ко­го дру­го­го су­ди­ли­ща не зна­ли вы­ше не­го, но вся­кий спор и все не­удо­бо­раз­ре­ши­мые за­пу­тан­ные де­ла раз­ре­ша­лись его со­ве­та­ми. От­сю­да, че­рез бла­го­дат­ное влия­ние свя­то­го Гри­го­рия, во­дво­ри­лись в го­ро­де спра­вед­ли­вость и мир, и ни­ка­кое зло не на­ру­ша­ло вза­им­но­го со­гла­сия.

Два бра­та, по­лу­чив по смер­ти от­ца в на­след­ст­во мно­го име­ния, мир­но раз­де­ли­ли его ме­ж­ду со­бою. Но у них бы­ло од­но боль­шое озе­ро, о ко­то­ром они силь­но спо­ри­ли, ибо тот и дру­гой хо­те­ли все­це­ло вла­деть им. Судь­ей се­бе они из­бра­ли чу­до­твор­ца Гри­го­рия. При­дя к ним на озе­ро, он при­ло­жил мно­го уси­лий, что­бы по­ми­рить их, но не имел ни­ка­ко­го ус­пе­ха; оба бра­та бы­ли упор­ны, и один дру­го­му не хо­тел ус­ту­пить сво­ей час­ти в озе­ре. По­сле мно­гих раз­до­ров и рас­прей они уже хо­те­ли всту­пить друг с дру­гом в бит­ву, ибо у то­го и дру­го­го бы­ло мно­го сто­рон­ни­ков, и свя­той ед­ва мог от­го­во­рить их в тот день от сра­же­ния. На­стал ве­чер, все ра­зо­шлись по до­мам, от­ло­жив сра­же­ние до ут­ра, а свя­той ос­тал­ся при озе­ре один и, всю ночь про­ве­дя в мо­лит­ве, по­ве­лел озе­ру Име­нем Гос­под­ним, что­бы оно вы­со­хло все, так, что­бы не ос­та­лось ни од­ной ка­п­ли во­ды, ни да­же вла­ги, и что­бы зем­ля ста­ла удоб­ной к па­ха­нию и сея­нию. И со­вер­ши­лось по сло­ву свя­то­го: вне­зап­но не­из­вест­но ку­да — скры­лась во­да, и зем­ля ста­ла су­ха. Ут­ром оба бра­та с мно­же­ст­вом воо­ру­жен­ных лю­дей при­шли к озе­ру, что­бы по­сред­ст­вом бит­вы за­вла­деть им, и не на­шли ни од­ной ка­п­ли во­ды на том мес­те, где бы­ло озе­ро: зем­ля ока­за­лась на­столь­ко вы­со­хшей и по­кры­той рас­те­ния­ми, как буд­то там ни­ко­гда и не бы­ло во­ды. По­ра­жен­ные та­ким чу­дом, бра­тья не­воль­но при­ми­ри­лись ме­ж­ду со­бой, все же лю­ди про­слав­ля­ли Бо­га. Та­ков был пра­вед­ный суд, со­тво­рен­ный чу­до­твор­цем: где не мог­ло быть ми­ра ме­ж­ду брать­я­ми, а пред­стоя­ла брань, там унич­то­жил он са­мый по­вод к бра­ни, ис­су­шив озе­ро вод­ное, что­бы не ис­сяк­ла лю­бовь брат­няя.

В сто­ро­не той про­те­ка­ла ре­ка, по име­ни Ли­коз. В ве­сен­нее вре­мя она вы­сту­па­ла из сво­их бе­ре­гов и, ши­ро­ко раз­ли­ва­ясь, по­то­п­ля­ла близ­ле­жа­щие се­ле­ния, по­ля, ого­ро­ды и са­ды, при­чи­няя ги­бель по­се­вам и боль­шой ущерб лю­дям. Лю­ди, жив­шие по бе­ре­гам той ре­ки, ус­лы­шав о свя­том Гри­го­рии, Не­оке­са­рий­ском чу­до­твор­це, что он име­ет власть над во­да­ми (ибо он по­ве­лел ве­ли­ко­му озе­ру — и оно вы­со­хло), со­бра­лись все от ма­ла до ве­ли­ка и, при­шед­ши к свя­то­му, при­па­ли к но­гам его, умо­ляя, что­бы он уми­ло­сер­дил­ся над ни­ми и ук­ро­тил раз­лив ре­ки: ибо то­гда эта ре­ка не­обыч­но на­пол­ни­лась во­дой и по­то­пи­ла мно­го се­ле­ний. Свя­той ска­зал им:

— Сам Бог по­ло­жил пре­дел ре­кам, и они не мо­гут ина­че течь, а толь­ко так, как Бог им по­ве­лел.

Они же с еще боль­шим усер­ди­ем умо­ля­ли свя­то­го. Ви­дя скорбь их, свя­той встал, по­шел с ни­ми к той ре­ке и, при­шед­ши на те бе­ре­га, в ко­то­рых те­чет са­мый по­ток реч­ной, ко­гда ре­ка бы­ва­ет не на­вод­не­на, там во­дру­зил жезл свой, ска­зав:

— Хри­стос мой те­бе по­ве­ле­ва­ет, ре­ка, что­бы не пе­ре­хо­ди­ла ты пре­де­лов сво­их и не раз­ли­ва­ла сво­их вод да­лее, но тек­ла бы строй­но в этих бе­ре­гах сво­их.

Тот­час тот, во­дру­жен­ный свя­тым, жезл воз­рос в ве­ли­кий дуб, а во­ды со­бра­лись в свое рус­ло ме­ж­ду бе­ре­га­ми, и с то­го вре­ме­ни ре­ка та ни­ко­гда не вы­ли­ва­лась из бе­ре­гов, но ко­гда уве­ли­чи­ва­лись во­ды и при­бли­жа­лись к ду­бу, не­мед­лен­но воз­вра­ща­лись об­рат­но и не по­то­п­ля­ли тру­дов че­ло­ве­че­ских.

Свя­той чу­до­тво­рец по­же­лал соз­дать цер­ковь на од­ном кра­си­вом мес­те близ го­ры. Ко­гда он стал по­ла­гать ос­но­ва­ние, ме­сто ока­за­лось тес­ным, а сде­лать его про­стран­нее нель­зя бы­ло, так как ме­ша­ла го­ра. То­гда свя­той стал на мо­лит­ву и, по­мо­лив­шись, по­ве­лел го­ре име­нем Ии­су­са Хри­ста дви­нуть­ся и от­сту­пить от мес­та сво­его, на­сколь­ко нуж­но бы­ло для рас­про­стра­не­ния церк­ви — и тот­час по­тряс­лась го­ра, дви­ну­лась и от­сту­пи­ла даль­ше, де­лая ме­сто дос­та­точ­ным для про­стран­но­го ос­но­ва­ния церк­ви. Та­ко­ва бы­ла ве­ра это­го угод­ни­ка Бо­жия, что и го­ры пе­ре­став­ля­ла! Мно­го не­вер­ных, ви­дя это чу­до, об­ра­ща­лись к Гос­по­ду и при­ни­ма­ли кре­ще­ние от свя­то­го. Сла­ва о нем по­всю­ду рас­про­стра­ни­лась по при­чи­не ве­ли­ких чу­дес, яв­ляе­мых от не­го Бо­жи­ей си­лой, ко­то­рой он был ис­пол­нен.

Слух о та­ких чу­де­сах рас­про­стра­нил­ся по всей стра­не, и все уве­ро­ва­ли, что они про­из­во­дят­ся си­лой ве­ры во Хри­ста, и по­же­ла­ли быть общ­ни­ка­ми сей ве­ры, сви­де­тель­ст­вуе­мой си­ми чу­де­са­ми. По­се­му из од­но­го со­сед­не­го го­ро­да Ко­ма­ны яви­лось к свя­ти­те­лю по­соль­ст­во с прось­бой ут­вер­дить у них цер­ковь и по­ста­вить им дос­той­но­го епи­ско­па. Свя­той Гри­го­рий ис­пол­нил их про­ше­ние и про­был у них не­сколь­ко дней, ут­вер­ждая их в ве­ре и бла­го­чес­тии. Ко­гда же на­сту­пи­ло вре­мя из­бра­ния епи­ско­па, свя­той, к удив­ле­нию всех, ука­зал как на дос­той­но­го сей вы­со­кой чес­ти од­но­го бла­го­чес­ти­во­го и бо­го­угод­но­го му­жа по име­ни Алек­сандр, ко­то­рый ра­нее был про­стым уголь­щи­ком. Та­ким об­ра­зом, свя­той Гри­го­рий чу­до­тво­рец явил­ся бла­го­де­те­лем го­ро­ду, об­на­ру­жив со­кро­вен­ное у жи­те­лей Ко­ма­ны со­кро­ви­ще, ко­то­рое ста­ло ук­ра­ше­ни­ем церк­ви.

Стр. 1, 2, 3