Стр. 123

Возведение придела святителя Григория Богослова.

Главная церковь была холодной. Очень скоро появилась необходимость создания теплого придела. В 1765 году настоятель храма Никифор Фомин подает прошение митрополиту Тимофею, в котором просит благословения на устройство теплого придела во имя святителя Григория Богослова и о том просит дать указ.

По освидетельствовании просимого места архимандрит Константин посылает доношение в Московскую Духовную Консисторию: «оное место к строению того придела быть имеет удобное». Постройка и внутреннее украшение придела были завершены очень быстро, все работы продолжались чуть более года. Вновь устроенный придел доходил до пристройки-усыпальницы, но первоначально не включал ее в себя. По южному фасаду придел имел три окна, наличники которых завершались треугольными фронтонами, что указывало на более позднее происхождение придела. Устроителем был купец 1-й гильдии Григорий Васильевич Лихонин. 18 января 1767 г. он подал митрополиту Тимофею прошение, в котором сообщал, что придел святителя Григория Богослова к освящению совсем уже готов и церковною утварью снабжен, просил дать из Консистории указ на освящение, а из Чудова монастыря — святой антиминс. На прошении положена митрополитом Тимофеем резолюция: «по сему доношению об освящении оной придельной церкви  и о выдаче освященного антиминса из Консистории нашей, куда надлежит, послать указы». Благочинные Замоскворецкого Сорока священники Ризположенской церкви Симеон Филиппов и Екатерининской церкви на Ордынке Симеон Саввинов также донесли Консистории о готовности придела к освящению с представлением реестра утвари и принадлежащих к освящению вещей. Консистория журналом от 19 января постановила: «об освящении придела на выданном освященном антиминсе Архангельского Собора протопопу с братиею, а о выдаче антиминса к иеромонаху Чудова монастыря послать указы», каковые были посланы 24 января. Освящение придела состоялось 25 января (7 февраля) 1767 года — в день памяти святителя Григория Богослова.

Несколько позже придел был удлинен за счет включения в него усыпальницы семьи Саввиновых-Постниковых.

Создание придела святителя Тихона Амафунтского.

Молельное место, устроенное для царя, позднее стало не нужным. Три арочных проема заложили кирпичом. В образовавшемся наверху помещении устроили придел во имя святителя Тихона Амафунтского. Вход в него был неудобен и тесен, поэтому службы в приделе совершались один раз в году — 16 (29) июня, в день памяти святителя Тихона.

История храма в начале XIX века.

В 1801 году расписаны священной живописью купол и стены алтаря, купол, западная стена и верхние части южной и северной стен четверика. В том же году настелен новый беломраморный пол из подмосковного мячковского камня. Оконные решетки заменены на новые, выкованные искусными мастерами.

Во время Отечественной войны 1812 года церковь не пострадала. Зачарованный красотой церкви Наполеон сожалел, что не может поставить ее на ладонь и перенести в Париж. Но и мысль о возможной гибели шедевра угнетала его, именно поэтому он повелел своим войскам охранять храм от бушевавшего вокруг пожара. Внутреннее убранство, церковная утварь, документы сохранились в целости. 110 лет спустя у вандалов-большевиков поднялась рука разорить и разграбить храм. После войны к храму святителя Григория Неокесарийского были приписаны две близ расположенные церкви: святителя Николая в Толмачах и Успения в Казачьей.

Возведение придела Боголюбской иконы Божией Матери.

11 февраля 1830 г. купец 1-ой гильдии Павел Федорович Сазиков подал Московскому митрополиту Филарету прошение, в котором изъяснял, что при церкви Григория Неокесарийского теплая трапеза с южным приделом святителя Григория Богослова очень тесна и в празничные дни не вмещает всех прихожан, а с левой стороны трапезы есть свободное место для построения придела, который он просит дозволения построить. Комиссия для строений нашла первоначально поданный план не соответствующим древней архитектуре Григорие-Неокесарийской церкви. После этого архитекторы Балашов и Козловский составили новый план с фасадом и профилем, который Комиссия одобрила и дозволила построить придел из лучших материалов, знающими мастерами и под надзором опытного архитектора Шестакова.

На докладе о сем Консисторией митрополит Филарет наложил резолюцию 26 ноября 1830 г. № 2922: «если священник, храмоздатель и прихожане согласны, дозволить».

Северный придел во имя Боголюбской иконы Богоматери построен в 1832 — 1834 годах. 23 января 1834 года протоиерей Покровский и Сазиков подали митрополиту прошение, в котором сообщали, что придел во имя Боголюбской иконы Богоматери, устроенный иждивением Сазикова, окончен, и к освящению все готово. Предалтарный иконостас был вызолочен, также была обновлена позолота на двух ранее существовавших алтарях храма.

 Боголюбский придел освящен 4 февраля 1834 г. Преосвященным Николаем, епископом Дмитровским, викарием Московским.

На устройство и благоукрашение Боголюбского придела Сазиков пожертвовал 41713 рублей ассигнациями. Ранее он пожертвовал на отделку южного придела и трапезной 18700 рублей 42 копейки. Старания жервователя купца 1-ой гильдии Павла Федоровича Сазикова, сумевшего воплотить в жизнь благие намерения, были отмечены Святителем Филаретом, митрополитом Московским и Коломенским.

Кроме Сазикова, на возведение и благоукрашение придела жертвовали средства церковный староста купцы Иосиф Михайлович Крупенников, Андрей Иванович Беляев, Иван Пуговкин, Агафья Левшина, г-жа Кокошникова и другие доброхоты.

Дальнейшее благоукрашение храма

и строительство прихрамовых зданий.

В 1849 году к приделу святителя Григория Богослова с запада была пристроена каменная сторожка.

В 1859 году церковь тщательно реставрировалась. Были обновлены росписи главного алтаря, все стенные росписи четверика, заново вызолочены серебряные ризы на шести иконах первого яруса иконостаса. Также возобновлены все иконы остальных ярусов иконостаса. Работы по возобновлению иконостаса были исполнены золотарем купцом Иваном Григорьевичем Гнусиным, а реставрация икон и настенной росписи иконописцем, свободным художником Николаем Ивановичем Подключниковым. На реставрацию храма в то время истрачено было 11088 рублей 90 копеек серебром, из них 2700 рублей были пожертвованы церковным старостой Матвеем Иосифовичем Новиковым и прихожанами, остальной расход произведен на церковные средства.

Обновленный храм был торжественно оcвящен в октябре 1859 года святителем Филаретом, митрополитом Московским.

В 1865 году была осуществлена промывка иконостасов и стенной живописи.

В марте 1885 года церковным старостой был избран купец Н.Н.Дружинин. В 1885-86 годах на изысканные Дружининым средства возобновлена вся теплая церковь: вызолочены предалтарные иконостасы обоих приделов, все иконы и ризы на них возобновлены, отреставрирована вся настенная роспись; возобновлена вся церковная утварь: кресты, Евангелия, священные сосуды, дарохранительницы; устроены новые печи и положен новый каменный пол, установлены великолепные дубовые входные двери с зеркальными стеклами.

Обновленный храм был торжественно освящен 7 октября 1886 года преосвященным Мисаилом, епископом Дмитровским, впоследствии Орловским и Севским. В этот день, по окончании Божественной Литургии, благодарные прихожане поднесли г-ну Дружинину икону свт. Николая Чудотворца в серебряной вызолоченной ризе и благодарственный адрес.

В 1896 году роспись храма опять обновлялась. Торжественное освящение обновленного храма совершил митрополит Московский и Коломенский Сергий.

Каменная ограда из кирпича и белого камня с двумя эффектными воротами возведена в конце ХVIII века. Дома причта построены в начале ХIХ века.

В прошлом веке священники храма ежегодно проводили торжественный молебен на Полянском рынке, часто эти службы возглавляли архиереи, более того, на рынке были сооружены часовни и размещены некоторые чтимые иконы.

Церковь имела статус придворной и регулярно посещалась членами царствующей фамилии. Здесь любила молиться великая княгиня Елизавета Феодоровна, часто посещавшая раннюю литургию в храме по пути из Марфо-Мариинской обители в Кремль.

Иерархи, священники и диаконы,

служившие в храме (до революции).

В церкви неоднократно служили видные церковные иерархи. Храм помнит четыре Патриарших служения. Запись в архиве Патриаршего казенного приказа гласит: «1696 года ноября 17 (память святителя Григория Неокесарийского) Святейший Патриарх Адриан ходил к церкви Григория, Чудотворца Неокесарийского, что за Москвою рекою, в Кадашеве, для празднества Чудотворцу Григорию и служил божественную литургию». Далее сообщается о богатой милостыне, розданной Патриархом по пути следования.

Сведения об архиереях, в разные годы служивших в храме, не полны. Многие записи в архивах утрачены. Однако и имеющиеся данные позволяют судить о значении храма.

 

В храме совершали богослужения

Святейшие Патриархи Московские и Всея Руси:

Иоасаф II — в 1670 году;

Иоаким — в 1672 году служил,

 а в 1679 г. совершил великое освящение храма;

Адриан - в 1696 году.

 

Также в храме служили:

Платон, архиепископ Крутицкий (впоследствии

Московский) — в 1743г.;

Николай, митрополит Грузинский — в 1771 году;

преосвященный Анфим Греческий — в 1781 году;

Николай, епископ Дмитровский, в 1834 году освятил

вновь устроенный придел во имя Боголюбской  

иконы Богоматери;

Святитель Филарет, митрополит Московский,

в 1859 году освятил обновленный храм;

Алексий, епископ Дмитровский (впоследствии

архиепископ Литовский) — дважды в 1884 году;

Александр, епископ Можайский — дважды

в 1885 году;

Мисаил, епископ Дмитровский, в 1886 г. совершил

освящение отреставрированного придела и еще

дважды служил; в 1887 г. он же служил два раза;

Леонтий, митрополит Московский и Коломенский —

в1892 г.;

Александр, епископ Дмитровский — в 1893 году;

Сергий, митрополит Московский и Коломенский, в

1896 году совершил освящение обновленного храма.

Далее сведения об архиерейских службах утрачены.

 

Священники, служившие в храме:

Протоиереи:

Андрей Саввинов Постников (1676)

Григорий Покровский (†1852)

Петр Приклонский (1855)

Петр Костромской (†1893)

Виталий Лебедев (1901)

 

Иереи:

Никита (1632)

Кирилл (1635)

Моисей Феодоров (1652)

Кондратий (1675)

Карп Евтихиев (1693)

Алексий Карпов (1693)

Нестор Марков (1687)

Василий (1697)

Сергий (1701)

Григорий Несторов (1718)

Симеон Васильев (1727)

Терентий Карпов (1727)

Петр Калинников (†1731)

Феодор Васильев (1757)

Захария Феодоров (1759)

Никифор Фомин  (†1771)

Иоанн Васильев (1773)

Ермолай Рязанцев (1776)

Алексий Бажуков (†1806)

Иоанн Кириллов (1885)

 

Диаконы:

Алексий Григорьев (1747)

Сергий Иванов (†1789)

Иоанн Покровский (†1829)

Симеон Некрасов (†1850)

Михаил Беляев (1884)

 

Благодетели, ктиторы и трудники храма (до революции).

Благодетели и ктиторы храма:

Благоверный царь Алексей Михайлович (†1676)

Благоверный царь Феодор Алексеевич (†1682)

Григорий Лухонин (†1780)

Павел Сазиков (1838)

Василий Андреев (†1760)

Иоанн Игольников (1791)

Николай Жлецов (†1833)

Андрей Шерапов (1839)

Андрей Беляев (†1850)

Иосиф Крупенников (†1836)

Гавриил Протопопов (†1856)

Матфей Новиков (†1868)

Иоанн Диков (†1871)

Василий Абрамов (†1885)

Николай Дружинин (†1917)

Трудившиеся в храме:

Александр                  Алексий                     Феодор

Порфирий                  Алексий                     Родион

Дмитрий                    Василий                      Феодор

Димитрий                  Георгий                      Тихон

Владимир                  Алексий                      Иоанн

Николай                   Стефан                       Иоанн

Тимофей                   Михаил                      Петр

Николай                   Косьма                       Илия

Александра              Елисавета                   Мария

Агриппина               Евдокия                      Мария

Анастасия                Мелания                     Мария

                    Дарья                       Анна

Стр. 123

____________________________________________________________

[1] Толковый словарь великорусского языка В.И.Даля.

[1] Цит. по: М.Беляев «Исторические сведения о Московской, Замоскорецкого сорока, Григорие-Неокесарийской, при Полянке, церкви с ее причтом и приходом». М.: типография Е.Гербек, 1894.

[1] Рундук — мощеное возвышение с приступами, прилавок, крыльцо, сени, мост, крытые сенцы, порог дверной. Толковый словарь великорусского языка В.И.Даля.

[1] Пятник (от пятка) — крюк дверной, на который надевается навес. Толковый словарь великорусского языка В.И.Даля.

[1] Левкащик — тот, кто левкасит. Левкас — у иконописцев и позолотчиков: род жидкой шпаклевки, мел с клеем для подготовки под краску и позолоту; грунт. Толковый словарь великорусского языка В.И.Даля.

[1] Спицины — долгие деревянные гвозди в стропилах. Толковый словарь великорусского языка В.И.Даля.

[1] Репьи — узоры, городки, разводы с пучечками, с цветами; также лепное, живописное, резное украшение, в убранстве комнат. Толковый словарь великорусского языка В.И.Даля.

[1] Воронь — чернота, чернь, особенно с синим отливом; на железо воронь наводится черная обмочкой горячаго в смолу или масло; синяя — осыпкой медными опилками; бурая — кислотами. Воронить — наводить воронь, особенно на железо, темный цвет разных отливов. Толковый словарь великорусского языка В.И.Даля.

[1] Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI—XVII века. М., «Мысль», 1995. С. 508.